Открытие выставки «Путь в окружении икон. Новые открытия из Собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного и Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея»

03.12.2021

Программа: Собрание русских икон

16-38-14 (1).jpg
3 декабря в залах Царицыных палат Саввино-Сторожевского монастыря состоялась презентация выставки «Путь в окружении икон. Новые открытия из Собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного и Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея». Эта экспозиция стала продолжением масштабного проекта «Иконы личного благочестия», реализованного двумя объединениями в 2019–2021 гг. Для выставки вновь были отобраны иконы Нового времени, связанные с частными заказами представителей купечества, дворянства, крестьянства, духовенства — то есть практически всех слоёв населения дореволюционной России. Чаще всего такие иконы бытовали в доме, семье, однако могли изготавливаться по личной инициативе прихожанина для храма или монастыря, в воспоминание о значимом событии в жизни.

15-59-39 (1).jpg
         Особый акцент в рамках выставки сделан на работе реставраторов, благодаря умению и профессионализму которых эти памятники получили новую жизнь: введены в научный оборот и спустя годы, а иногда и десятилетия, покинули стены хранилищ и музейных фондов, чтобы стать доступными для посетителей. Следует специально отметить группу икон в серебряных окладах, изготовленных в мастерских ведущих ювелиров конца XIX — начала XX столетия: С. Жарова, И. Хлебникова, Первой Московской Артели. Как известно, оклад был важной частью оформления образа: его могли заменять на новый за ветхостью или дополнять нарядным венцом, драгоценными камнями, цветными эмалями. Однако чаще всего в музейном пространстве мы видим иконы без окладов. Это происходит отчасти потому, что оклады далеко не всегда сохраняются: с одной стороны, из-за сложных перипетий XX столетия, когда драгоценные ризы могли продавать с целью выручения средств, с другой стороны — при ненадлежащем хранении металл подвергался разрушению. К тому же традиция советского искусствоведения предполагала первенство живописи по отношению к металлу, иконы с сохранившимися окладами в лучшем случае экспонировали рядом. Но чаще всего оклады хранятся в музейных фондах, «разлучённые» с теми образами, для которых были изготовлены. На этой выставке все иконы с уцелевшими окладами впервые выставляются единым комплексом. Именно так их задумывали художники и ювелиры, зачастую работавшие вместе для создания завершённого произведения, в котором эффектный блеск и фактура металла усиливают впечатление сакрального образа.
        Большинство представленных произведений впервые доступны широкой публике. Для информационной поддержки выставки обновлён сайт iconscoll.ru, где можно получить подробную информацию о концепции проекта, представленных памятниках, а также постоянно пополняемый тематический контент.