Выставка «Иконы личного благочестия». Выставочный зал Звенигородского музея в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря
17 апреля 2019 в выставочном зале «Царицыны палаты» Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, расположенном в Саввино-Сторожевском монастыре, открылась выставка «Иконы личного благочестия». Выставка является совместным проектом Звенигородского музея и Собрания русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Более двух лет здесь будут экспонироваться сто пятьдесят памятников, подавляющее большинство которых представлено публике впервые. Выставка будет открыта до сентября 2021 г.
У выставки есть свой сайт iconscoll.ru, где можно подробнее узнать практически о каждом экспонате, в электронном каталоге приводятся датировка, атрибуция, сведения о реставрации, а также описание сюжета икон. В разделе сайта, рассказывающем о выставке можно задать вопрос куратору Елене Тихомировой.
Во время подготовки к открытию выставки был снят документальный фильм «Диалог с иконой» режиссёра Марии Пономарёвой. За час экранного времени зритель сможет совершить виртуальное путешествие по залам выставки, услышать исчерпывающее интервью с куратором и погрузиться в последовательный рассказ о традициях бытования икон в XVII — начале XX столетия.
Пространство экспозиции разделено на пять тематических залов:
В дореволюционной России было принято дарить иконы на юбилеи, именины, по окончании какого-либо важного события в жизни христианина или как благословение на ответственное начинание. Весьма распространённым явлением было преподнесение икон в дар от духовного отца своим духовным чадам.
Отдельный небольшой раздел зала посвящён иконам, связанным с событиями Первой мировой и Русско-японской войн. Это образ «Введение Богородицы во храм», написанный по заказу С. Бочарова, уцелевшего в бою «с австрийцами и немцами» в 1914 г., икона Божией Матери «Знамение» 1905 г., написанная в память спасения жизни воина в самом масштабном и кровопролитном сражении Русско-японской войны под Мукденом, и небольшой складень с образом апостолов Петра и Павла, с размещённом на створке списком имён однополчан, павших в ходе Первой мировой войны.
В церковном искусстве формируется отдельный пласт монастырского иконописания. Появляется огромное количество раздаточных образков, которые изготавливались как в местных подмонастырских слободах, так и в крупных иконописных центрах, таких как Палех, Мстёра, Холуй.
Две витрины посвящены паломническим реликвиям, привезённым в Россию из Иерусалима, Вифлеема и с Афона. Эти древнейшие центры христианского Востока со второй половины XIX столетия стали доступны русским путешественникам, бережно привозившим на родину частичку Святой земли в виде иконы, медальона, крестика или бутылочки с водой из Иордана. Любопытным памятником этого раздела экспозиции является икона «Святая Голгофа», написанная иерусалимским мастером Константином Апостолу.
Наряду с мерными иконами, создаваемыми в честь появления человека на свет, существовали иконы, написанные по случаю кончины христианина. На них изображались те святые или праздники, память которым совершалась в день смерти.
У выставки есть свой сайт iconscoll.ru, где можно подробнее узнать практически о каждом экспонате, в электронном каталоге приводятся датировка, атрибуция, сведения о реставрации, а также описание сюжета икон. В разделе сайта, рассказывающем о выставке можно задать вопрос куратору Елене Тихомировой.
Во время подготовки к открытию выставки был снят документальный фильм «Диалог с иконой» режиссёра Марии Пономарёвой. За час экранного времени зритель сможет совершить виртуальное путешествие по залам выставки, услышать исчерпывающее интервью с куратором и погрузиться в последовательный рассказ о традициях бытования икон в XVII — начале XX столетия.
Пространство экспозиции разделено на пять тематических залов:

1. «Заступники небесные»
Первый зал посвящён темам деторождения и семьи, и первый экспонат зала — мерный образ святителя Николая Чудотворца, написанный по росту новорождённого Николая Бестужева-Рюмина, появившегося на свет 3 декабря 1872 г. Наряду с иконами небесных покровителей, соименных членам семьи, в первом зале можно увидеть сложные и редкие иконографии, созданные индивидуально «под заказчика», порою в соавторстве с ним. В частности, это иконы «Исцеление кровоточивой жены» середины XIX в., «Пророк Иоанн Предтеча, с житием и избранными святыми» первой трети XIX в., образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1891 г. письма мстёрского изографа В. Шитова.
2. «Сердечное подношение на молитвенную память...»
Второй зал повествует о традиции создания памятных и подносных икон. Акцент зала сделан на мемориальные надписи, которые владельцы нередко оставляли на полях и оборотах икон. Их можно подробно рассмотреть благодаря двустороннему обзору памятников.В дореволюционной России было принято дарить иконы на юбилеи, именины, по окончании какого-либо важного события в жизни христианина или как благословение на ответственное начинание. Весьма распространённым явлением было преподнесение икон в дар от духовного отца своим духовным чадам.
Отдельный небольшой раздел зала посвящён иконам, связанным с событиями Первой мировой и Русско-японской войн. Это образ «Введение Богородицы во храм», написанный по заказу С. Бочарова, уцелевшего в бою «с австрийцами и немцами» в 1914 г., икона Божией Матери «Знамение» 1905 г., написанная в память спасения жизни воина в самом масштабном и кровопролитном сражении Русско-японской войны под Мукденом, и небольшой складень с образом апостолов Петра и Павла, с размещённом на створке списком имён однополчан, павших в ходе Первой мировой войны.

3. «Паломнические реликвии»
Иконы и произведения декоративно-прикладного искусства, собранные в третьем зале, раскрывают тему паломничества. О хождении православных ко святым местам как на родной земле, так и за её пределами, известно с первых лет христианизации Руси. Немало примеров благочестивого паломничества являет нам Средневековье, а в Новое время эта традиция достигает наивысшего расцвета.В церковном искусстве формируется отдельный пласт монастырского иконописания. Появляется огромное количество раздаточных образков, которые изготавливались как в местных подмонастырских слободах, так и в крупных иконописных центрах, таких как Палех, Мстёра, Холуй.
Две витрины посвящены паломническим реликвиям, привезённым в Россию из Иерусалима, Вифлеема и с Афона. Эти древнейшие центры христианского Востока со второй половины XIX столетия стали доступны русским путешественникам, бережно привозившим на родину частичку Святой земли в виде иконы, медальона, крестика или бутылочки с водой из Иордана. Любопытным памятником этого раздела экспозиции является икона «Святая Голгофа», написанная иерусалимским мастером Константином Апостолу.

4. «Кончина человека»
Четвёртый зал завершает повествование о земном пути человека. «Помни о смерти и вовек не согрешишь», — один из основополагающих принципов жизни христианина. К иконографиям, призванным напомнить предстоящему о праведной жизни и покаянии, относятся образы «Страшный Суд», «Образ предсмертного покаяния», «Ангел Хранитель, с деяниями».Наряду с мерными иконами, создаваемыми в честь появления человека на свет, существовали иконы, написанные по случаю кончины христианина. На них изображались те святые или праздники, память которым совершалась в день смерти.
