Суд иудеев над Христом

Суд иудеев над Христом

Первая треть XIX в.
Ветка (Гомельский уезд Могилёвской губернии)
Дерево, левкас, темпера
71,5×62 см

Эта икона относится к числу иконографических редкостей. Связана со старообрядческой средой, для которой характерен повышенный интерес к сложным замысловатым и назидательным сюжетам. Яркий колорит образа с преобладанием малинового и красного цветов, а также определённые стилистические нюансы позволяют связать его создание с иконописными мастерскими Ветки – известного старообрядческого художественного центра конца XVIII – XIX столетий, находящегося на территории современной Гомельской области Белоруссии. 

Согласно надписи на иконе, на ней изображено

«Истинное начертание беззаконного суда на Христа от иудеев… которое найдено в Вене, в земле вырезано на каменной дцке военачальника Иудейского Понтийского Пилата приговор…»

Неизвестно, какой литературный апокриф лежит в основе этой иконы. Сказание о Суде иудеев над Христом получило распространение в русской книжности в качестве дополнения к Сказанию о страстях Христовых со второй половины XVII века. В это время в русском церковном искусстве под влиянием европейских источников значительно возрастает интерес к страстным темам.  

Наряду с историческими участниками евангельских событий, такими как первосвященник Каиафа, Понтий Пилат, праведные Никодим и Иосиф Аримафейский, на иконе изображены некие легендарные персонажи:
1_1.jpg

– молодой секретарь, тщательно фиксирующий судебное заседание и вердикт Пилата в записной книге …

2_1.jpg

– жена Понтия Пилата, которая обращается к мужу с просьбой помиловать Сего Праведника, не сотворившего никакого зла …

3_1.jpg

– иудейские судьи с экзотическими именами Агий, Розмофей, Птоломей, Сипинд, Тарабен, Путифар …

4_1.jpg

Согласно надписям на их свитках, эти судьи представляют собою две стороны: одни из них настаивают на строгом наказании Христа, другие приводят аргументы в защиту Иисуса.

5_1.jpg
Самое ранний пример иконографии «Суда иудеев над Христом» относится к концу XVII столетия: это фреска на галерее ярославской церкви Усекновения Иоанна Предтечи в Толчкове.
Впоследствии она неоднократно встречается в монументальной живописи, а также в книжной графике. Довольно популярным этот сюжет оказался в поздней греческой иконописи, а вот в русской иконе он изображался крайне редко. Исследователи однозначно указывают на его западно-европейское происхождение. В частности, первые примеры подобных композиций появляются в немецкой и итальянской гравюре второй половины XVI века.
Публикуемый образ является примером редкой иконографии, весьма подробно и назидательно иллюстрирующей эпизод из страстного цикла. Непосредственность художественного решения иконы и «оживление» её близкими иконописцу деталями: фантазийными одеждами персонажей, цветастой скатертью на столе секретаря, словно бы внимающими происходящему святыми на полях, позволяют предположить авторство мастера из народной среды, которому была созвучна эстетика лубочных картинок. 
6_1.png
7_1.jpg

Интересно отметить выбор текста, приводимый под изображением фигуры Христа. Здесь приведён отрывок из библейской книги «Плач Иеремии», который в современном русском переводе звучит так:
«Да не будет этого с вами, все проходящие путём!
Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какую наслал на меня Господь»

(Плач Иер. 1:12).

Подобное внимание к сложным ветхозаветным текстам и их включение в состав необычных дидактических иконографий было особенно характерным для старообрядческих иконописцев.